
Одной из задач детской нейропсихологии является оценка сформированности различных отделов головного мозга. Которые входят в три функциональных блока. Недоразвитие этих отделов или функциональная несформированность проявляется в различных симптомах, которые заставляют родителей вести детей к неврологу, или особенностях поведения, эмоциональной сферы или поведенческой регуляции, когда родители вынуждены обращаться к детскому психологу.
Все эти особенности ребёнка отражаются на его взаимоотношениях в семье, в классе, а также на учёбе. Часто именно замечания со стороны учителей (например, «Ваш ребёнок не внимателен», «Ваш ребёнок витает в облаках», «Ваш ребёнок не выполняет задания, которые даются на уроке») заставляют задуматься родителей, что происходит с их дитём и попытаться найти причину и определиться с тем, как помочь ему.
Не всегда обращения к врачам или к детскому психологу помогает ответить на вопрос «Что не так?».
И в этой ситуации консультация детского нейропсихолога позволяет разобраться с причинами эмоциональной неустойчивости, особенностями поведения или проблемами в учёбе. В школьном возрасте причины отставания в учёбе в младших, средних и старших классах различны. Но порой истоки находятся в дошкольном возрасте. И поэтому именно в младших классах нейропсихологическая помощь направлена именно на активацию тех отделов головного мозга, которые являются менее зрелыми. В средних классах и старших требуются уже другие подходы.
Нейропсихологическая помощь проходит в виде коррекционно-развивающих занятий. Дети оценивают эти занятия как интересные необычные игры. Но игры для детей подбираются обычно в комплексе, объединённые определённой целью. Эти занятия не направлены на развитие каких-то конкретных знаний (понимание чередование времён года или дней недели).
Целью является формирование высшей психической функции, например, развитие пространственных представлений, в том числе ориентировка «право-лево», умение удержания инструкции и выполнения её в точной последовательности, формирование образа слов при чтении или в речи и т.д.
Развитие высших психических функций способствует не только повышению успеваемости, но и положительно отражается на эмоционально-волевых качествах ребёнка.
Однако коррекционные игры не являются гарантией успеха без усилий со стороны родителей.
Всегда одновременно ведутся с ними беседы, о том, на что направлено занятие и как закрепить результат дома, что конкретно должны говорить и делать взрослые члены семьи. И если дома к воспитанию школьника подключены бабушка или дедушка, то и они должны быть участниками этого процесса.
Таким образом, детский нейропсихолог, проводя консультацию у школьников, может определить причины возникших проблем, разработать рекомендации для семьи и предложить комплекс развивающих игр, направленных на решение и нейропсихологических проблем ребёнка, и психологических вопросов в семье.