ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

До 3-4 лет ребёнок безоговорочно верит взрослым, и всё, что ему говорят, малыш воспринимает как аксиому. Однако в старшем дошкольном возрасте появляются первые попытки поспорить с родителями, основанные на своих представлениях о мире. Порой эти представления не соответствуют действительности или причинно-следственным связям. Например, ребёнок уверен: «Ветер потому, что деревья качаются. Если не буду качаться, то и ветра не будет». И попытки родителей объяснить реальные причинно-следственные связи вызывают у детей недоверие. 

Главное в этих ситуациях – не сердится на малыша и не отделываться фразой «Вырастишь – поймёшь». Можно предложить ему спросить мнение других близких людей и убедиться, что родители его не обманывают. Или показать книгу, в которой объяснены именно эти вещи. Или каким-то другим способом подтвердить свои объяснения. 

Именно такой подход формирует у малыша ощущение, что родители с добротой относятся к его высказываниям, а также помогает создать алгоритм нахождения ответов на непонятные вопросы. 

Читать дальше

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В младших классах дети гордятся своей новой социальной ролью –они уже ученики, и это может очень резко повысить их самооценку. Поэтому порой они считают, что родители должны прислушиваться к их мнению, а не наоборот. 

Несмотря на такую позицию ребёнка следует выстраивать отношения партнёрства, и для этого родители должны поговорить со своим чадом и постараться объяснить, что в семье прислушиваются ко мнению всех, однако, так как родители более опытные в жизни, то в семье именно взрослые определяют многие моменты и принимают основные решения. 

В этом возрасте не стоит однозначно твердить, что ребёнок ничего не понимает, или, наоборот, потакать всем его оценкам. Разговор должен быть взвешенным. И если выводы ребёнка относительного чего-либо правильные, то их надо поддержать. Если нет – то показать, что ещё надознать, чтобы прийти к корректным выводам. 

Иногда, защищая своё мнение, дети опираются на то, что услышали от других или нашли в Интернете. В данной ситуации стоит обратить внимание на то, что информация из вне не всегда есть «абсолютная истина», и что часть информации может искажаться, а часть не договариваться. 

Родители должны понимать, что критика со стороны детей – это не плохая вещь. Да, иногда взрослые устают от усилий, чтобы поставить всё с головы на ноги в мыслях ребёнка. Но привычка не принимать на верупоможет вашему школьнику критически относится к тому, что может нанести ему вред, и безоговорочно верить тому, что, скажем, выставлено в Интернете. 

Читать дальше

Как организовать школьника в младших классах.

В младших классах родители обычно пытаются помочь своим детям сорганизацией выполнения домашних заданий, надеясь, что уже в пятом классе их помощь будет сведена к минимуму. 

Для того, чтобы это произошло, необходимо использовать ряд внешних факторов, организующих деятельность ребёнка, и вырабатывать внутренние факторы в самом школьнике. 

К внешним факторам относятся: 

  1. Наличие своего письменного стола, за которым школьник выполняет домашние задания. Не допустимо, чтобы уроки выполнялись на кухонном или другом столе, особенно, когда стол стоит в комнате, где работает телевизор. 
  2. Наличие расписания режима дня, в котором отмечено время выполнения домашних заданий, время обеда и ужина, а также дел, в которых участвует ребёнок. Это позволит ему понять, что кроме домашних уроков необходимо рассчитывать время и силы на другие занятия или обязанности. 
  3. Наличие настенных часов в комнате ребёнка. Ориентация на расписание и время позволяет сформировать понимание, что время не растянуть на столько, сколько хочется. И необходимо пытаться уложиться в те временные промежутки, которые указаны врасписании. 

Внутренние факторы, которые должны быть сформированы у младших школьников, определяются усилиями родителей. 

  1. Это внутренне чувство времени. Как формируется чувство времени, описано в прошлой статье. Прежде всего, это умение ориентироваться по часам и необходимость выполнять все дела в соответствии с ранее составленным расписанием. Тогда у ребёнка внутри развивается представление, что такое час, а что такое 10 минут. И что можно сделать за час, а что – за 10 минут. 
  2.  Чувство ответственности. Здесь примером могут быть сами родители, когда они рассказывают о своих делах и обязательствах на работе. Родители объясняют своему школьнику, что они делают на работе, и что происходит, если свои обязанности они выполняют плохо. И затем стоит делиться какими-то моментами из рабочего дня, показывая, что и работа у родителей, и учёба у детей требуют в одинаковой степени ответственного отношения. 
  3. Представление о порядке выполнения домашних заданий. У ребёнка должен быть чёткий план, как делать уроки. И родителям это кажется само собой разумеющееся. Но у некоторых детей план запоминается очень быстро, а некоторым – приходится напоминать периодически: 

1) выложить учебники и тетради на стол, 

2) открыть дневник и посмотреть расписание на завтра, 

3) определить какие уроки и в каком порядке надо делать, 

4) сложить на столе нужные тетради и учебники в выбранном порядке, 

5) открыть учебник, найти задание, которое написано в дневнике, прочитать его и выполнить по каждому пункту. Именно эти моменты являются основными при обучении ребёнка организации своего времени. Однако есть в каждой семье свои особенности, которые надо учитывать взрослым членам семьи. Если возникают вопросы, то можно обратиться к психологу, чтобы уточнить нюансы взаимодействия со своим ребёнком. 

Читать дальше

Детская психология необходимость или …. 

«Но мы же выросли, но, нас же родители воспитали!», часто слышатся на родительских собраниях, консультациях с родителями. 

 Да, родители молодцы и часто мы слышим «вот в наше время, а сейчас»… 

 Да, а что сейчас? Сейчас век технологий - время широко шагающего прогресса, за которым надо успеть не только детям, но и родителям. При этом не хватает времени на живое общение, что так необходимо взрослеющему человеку.Родители сталкиваются с теми же, как кажется, проблемами в воспитание ребенка, как в бытность их взросления, но решение «ключ» не подходит, а так хочется быть нужным и важным ребенку. 

 А, что же делать? Надо быть чуточку психологом!!! 

 И в этом Вам поможет, только специалист, работающий непосредственно в сфере детской психологии, детско-родительских взаимоотношениях. 

 В нашем центре Детский психолог поможет Вам:  

- найти подход к ребенку с учетом его индивидуальных характерологических особенностей 

 - наладить доверительные отношения 

 - сформировать новые продуктивные методы взаимодействия с ребёнком в зависимости от возрастной периодизации.  

Так же Детский психолог проводит диагностическую, коррекционную работуПроводит индивидуальные, групповые занятия, семейно-групповые занятия. 

 Поверьте, справится в одиночку или как часто бывает по средствам «кухонной психологии» с существующими проблемами с ребёнком, очень сложно. Порой очевидные вещи, настолько недостижимы, что только талантливый, творчески настроенный специалист своего дела, поможет вам найти тот «ключ», который позволит Вам быть замечательным родителем!!! 

Читать дальше

ПОСТУПКИ РОДИТЕЛЕЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 

Причинами конфликтных межличностных отношений часто являются стереотипы мышления и поведения, заданные родителями. Стереотип поведения — система поведенческих навыков, передаваемых от старшего поколения семьи младшему посредством наследования сигнальной информации.

Стереотипы поведения и мышления человека – это алгоритмы, т.е. программы поведения и мышления, которым человек следует не задумываясь. Большая часть этих стереотипов приобретается в процессе воспитания.

Модели поведения родителей, характер их взаимных отношений воспринимаются ребенком на бессознательном уровне. И для ребенка эти отношения являются не только нормальными (даже если они далеко не нормальны), но и единственно возможными. То, чему он научился, то и будет бессознательно воспроизводить в своей взрослой жизни. Вариант взаимоотношения родителей становится естественным, откладывается на бессознательном уровне в виде приоритетного способа мышления, общения в семье, в виде стереотипов и шаблонов поведения.

Еще польский психотерапевт Воцлав Яцек установил, что связь двух людей всегда имеет определенный сценарий развития. Большинство проблем в браке возникает из-за того, что встречаются люди с разными сценариями. В этой ситуации один партнер навязывает свой сценарий отношений, а второй вынуждено принимает сценарий отношений, но чувствует себя несчастным и неудовлетворенным. Кроме того, он не может дать желаемое второму партнеру. Как результат отношения разрушаются или тлеют годами, не принося радости [2].

Другими шаблонами выступают сценарии алкоголизма, агрессии, тунеядства, насилия, которые бессознательно копируются с родителей или сознательно отвергаются, что в конечном итоге приводит к повторению родительских установок. Ребенка никто не учит, как строить счастливую семью, как успешно решать конфликты, как правильно воспитывать детей. Вместо этого родители показывают ребенку пример формирования отрицательных отношений в семье. 

Возможное влияние семейного сценария на жизнь человека описано Эриком Леннардом Берном, американским психологом и психиатром, известного как основопорложника трансакционного анализа и сценарного анализа, автора книги «Люди, которые играют в игры». По мнению автора жизнь каждого человека протекает по определенному сценарию, заложенному еще в раннем детстве. Согласно этому сценарию человек общается со своими коллегами, родными и друзьями, выбирает спутника жизни [1].

Когда на консультации у психолога человек начинает замечать схожесть своего поведения и родительского, когда осознает идентичность своих и родительских шаблонов и стереотипов, только тогда возможны изменения в отношениях с партнером и налаживание взаимопонимания в семье.

Литература 

1. Берн Э. Люди, которые играют в игры // Источник http://transactional-analysis.ru/ Дата обращения 19.02.20182. 

2. Демпси И.Г. Сценарии зависимых отношений // Источник http://www.irinagavrilovadempsey.ru. Дата обращения 19.02.2018 

Читать дальше

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКАМ 

Одной из задач детской нейропсихологии является оценка сформированности различных отделов головного мозга, входящих в три функциональных блока. Недоразвитие этих отделов или функциональная несформированность проявляется в различных симптомах, которые заставляют родителей вести детей к неврологу, или особенностях поведения, эмоциональной сферы или поведенческой регуляции, когда родители вынуждены обращаться к детскому психологу.

Все эти особенности ребёнка отражаются на его взаимоотношениях в семье, в классе, а также на учёбе. Часто именно замечания со стороны учителей (например, «Ваш ребёнок не внимателен», «Ваш ребёнок витает в облаках», «Ваш ребёнок не выполняет задания, которые даются на уроке») заставляют задуматься родителей, что происходит с их дитём и попытаться найти причину и определиться с тем, как помочь ему.

Не всегда обращения к врачам или к детскому психологу помогает ответить на вопрос «Что не так?». И в этой ситуации консультация детского нейропсихолога позволяет разобраться с причинами эмоциональной неустойчивости, особенностями поведения или проблемами в учёбе. В школьном возрасте причины отставания в учёбе в младших, средних и старших классах различны. Но порой истоки находятся в дошкольном возрасте. И поэтому именно в младших классах нейропсихологическая корректировка направлена именно на активацию тех отделов головного мозга, которые являются менее зрелыми. В средних классах и старших требуются уже другие подходы.

Нейропсихологическая корректировка проходит в виде коррекционно-развивающих занятий. Дети оценивают эти занятия как интересные необычные игры. Но игры для детей подбираются обычно в комплексе, объединённые определённой целью. Эти занятия не направлены на развитие каких-то конкретных знаний (понимание чередование времён года или дней недели). Целью является формирование высшей психической функции, например, развитие пространственных представлений, в том числе ориентировка «право-лево», умение удержания инструкции и выполнения её в точной последовательности, формирование образа слов при чтении или в речи и т.д.

Развитие высших психических функций способствует не только повышению успеваемости, но и положительно отражается на эмоционально-волевых качествах ребёнка. 

Однако коррекционные игры не являются гарантией успеха без усилий со стороны родителей. Всегда одновременно ведутся с ними беседы, о том, на что направлено занятие и как закрепить результат дома, что конкретно должны говорить и делать взрослые члены семьи. И если дома к воспитанию школьника подключены бабушка или дедушка, то и они должны быть участниками этого процесса.

Таким образом, детский нейропсихолог, проводя консультацию у школьников, может определить причины возникших проблем, разработать рекомендации для семьи и предложить комплекс развивающих игр, направленных на решение и нейропсихологических проблем ребёнка, и психологических вопросов в семье.

 

Читать дальше

ФЕНОМЕН «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У РОДИТЕЛЕЙ  

Как часто мы слышим словосочетание «эмоциональное выгорание», а если это словосочетание применить к «родительству»? Как феномен «эмоциональное выгорание» применяется чаще всего в сфере трудовых отношений. 

Понятие «burnout» (выгорание) было введено в науку американским психиатром Х. Дж. Фрейден­бергом в 1974 г. для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе работы с клиентами, пациентами, учениками [2]. 

Во многих странах эмоциональное выгорание официально признается заболеванием, связанным с трудовой деятельностью, которое нуждается в профилактике и лечении. Больше всего страдают от выгорания представители помогающих профессий. Эмоциональное выгорание – одна из болезней современности, связанная с многозадачностью и большой скоростью современного мира. 

Семейные отношения непосредственно влияют на эмоциональный фон всех членов семьи, который непосредственно связан с развитием эмоционального выгорания. Семья, как естественный социальный и психологический организм сталкивается с различными трудностями, которые могут угрожать ее жизнедеятельности и вести к нарушениям эмоционального фона членов семьи. Понятие «семейное нарушение» выступает сложным образованием, включающим факторы, его обуславливающие (трудность, с которой столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и ее реакцию [3]. 

 В отношении родителей феномен «Эмоционального выгорания» не принято обсуждать, т.к. социально не одобряется родительская беспомощность. И, если мама находится уже в первой или второй стадии эмоционального выгорания, то в качестве «поддержки» очень часто слышит «Да ладно, соберись, не кисни!». Синдром эмоционального выгорания может проявляться у отцов, и бабушек, и дедушек. Если вовремя родитель не выйдет из этого состояния, то будет страдать вся семья [1]. 

В развитии синдрома эмоционального выгорания родителей выделяют три стадии. 

Первая стадия – стеническая, стадия выдерживания, когда человек уже устал, вымотался, но он справляется. Это стадия может длиться достаточно долго, на этой стадии человек хочет побольше отдохнуть – маме или папе выспаться бы, побыть какое-то время одному, и все приходит в норму. 

Во второй стадии присоединяются дополнительные стрессы в виде каких-то мелочей, и «снежный ком» может нарастать. Перенапряжение нервной системы может проявиться в виде соматического заболевания, например, ангины. Стадия выдерживания, сменяется на стадию не-выдерживания – «больше не могу». 

Третья стадия характеризуется личностной деформацией. 

Каждый из членов семьи может испытать все стадии. Если один из членов семьи находится в определенном психоэмоциональном состоянии, то вся семья «заражается», возникает постоянное напряжение, что может привести к распаду семьи. Происходит кризис, после которого члены бывшей семьи испытывают облегчение. 

В сложный для родителей жизненный период очень важно, чтобы рядом были люди, которые могут поддержать, ободрить, помочь, а еще было бы замечательно, если было понимание того, что происходит с семьей и с ее членами. Поэтому самый лучший вариант – обращение таких родителей к семейным психологам, которые помогут увидеть, осознать, понять существующую проблему, и, конечно же, помогут справиться с ней. 


 Литература 

1. Если мама "на нуле" (конспект вебинара Л.Петрановской) Источник: https://www.babyblog.ru/user/Teressa/3262817 © BabyBlog.ru. Дата обращения 19.02.2018 

2. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 27–39. 

3. Стекольшикова Ю. Н., Ильинский С. В. Эмоциональное выгорание супругов в зависимости от семейного стажа // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2013. № 2(14). С. 137-149.  

Читать дальше

От рождения до 3-х лет малыша 

В практике в сфере детско–родительских отношений часто сталкиваешься с ситуацией, когда родители не обладают информацией о возрастной периодизации развития психологических механизмов и поведенческих процессов. При этом родители ждут от своего чада свершений без учёта индивидуальных, а порой и специфических особенностей самого ребенка. 

Соответственно, когда на консультацию приходят родители, которого пытаются подогнать своего дитя под общие стандарты, работа в первую очередь ведётся непосредственно с родителями, конечно, включая в процесс самого ребенка. Работы с родителями, а так же детьми строится на практических и теоретических знаниях. И, в первую очередь, это знания по возрастной периодизации.Чтобы более глубоко разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим каждый возрастной период отдельно: чем характеризуется, что знаменует, на что надо опираться родителям в воспитании и развитии ребенка. 

 Первый возрастной период, который мы рассмотрим, базируясь на опыте практиков – теоретиков психологии, от рождения малыша до трех лет. 


"Возраст от рождения до 3-х лет жизни ребёнка считается этапом раннего детства. Некоторые ученые этот возрастной период разделяют на два этапа: первый – от 0 до 1 года – раннее младенчество, и второй – от 1 года до 3 лет – позднее младенчество."   

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого Кафедра психологии развития Туревская Е.И. http://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur03.html  

В первом периоде (от 0 до года) родителям очень важно реализовать базовую потребность ребёнка в доверии к миру, когда младенец напрямую зависит от родителей. Обычно родители в первую очередь обращают внимание на удовлетворение физиологических потребностей малыша. Но в этом периоде для ребёнка очень важны тепло, забота, чувствование нужности, исходящие от любящих родителей. 

На основе заботы и внимания к маленькому человечку между родителями и ребёнком формируется био–психо–эмоциональная связь, а у самого младенца – доверие к миру за счёт безусловной поддержки родителями. В дальнейшем на основе реализованной базовой потребности доверия к людям и окружающему миру ребёнок становится более самостоятельным и уверенным в себе.В этом возрасте ребенок так же удовлетворяет потребность в предметном общении, возникает понимание внешних объектов на основе координации восприятия и движения (в игровой форме на основе взаимодействия со значимыми людьми). 

 Немаловажными навыками, формирующимися в этом возрасте, являются ходьба и первые слова. Эти навыки так же формируются на основе взаимодействия ребенок – старшие дети или родители. Было замечено, что у детей, родившихся в семье, где уже есть дети, формирование навыка речи и ходьбы происходит гораздо быстрей. 

В возрастном периоде от 1 года до 3 лет ребенок становится более самостоятельным, открыто транслируя информацию о себе миру за счет речи, которая помогает в достижении желаемого, и навыка хождения.Мышление малыша ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит скрытые части или внутреннее содержание вещей, он считает их такими, какими их отражает непосредственное восприятие. 

 От 2,5 до 3,5 лет возраст «Я сам». Первый возрастной период, когда ребенок научается действовать самостоятельно на основе приобретённого опыта во взаимодействии с близким окружением. Это очень важно учесть родителям или опекунам. В этом возрасте формируется плато для дальнейшего развития и воспитания ребенка. И, если в этом возрасте ребенок научается решать определенные ситуации, например одевание или мытье посуды, под незримым контролем старшего взрослого, то в дальнейшем ребенку будет легче реализовать свои потребности, не прибегая к помощи взрослого. Это является частью социализации ребенка, освоение им норм и отношений между людьми. 

 И так самое важное, что нужно учесть родителям и включить в свой арсенал взаимодействия с ребенком от 1 года до 3 лет. Первое и главное – сформировать для ребёнка безопасную среду для реализации своей базовой потребности доверия к миру. И второе, немало важное, - помощь ребёнку в приобретении навыка предметного отношения в материальном мире в игровой форме. Это стимулирует протекание психических процессов и создает благотворную почву в возрасте «Я сам», когда формируются первые предпосылки самостоятельности, необходимой для познания окружающего мира. 


 Статья психолога ПФЦ «Псифизис» Т.В. Петуховой. 

Читать дальше

Как справится с плохим настроением 

Иногда бывает плохое настроение, от которого хочется избавиться, но оно тянется и тянется. Попробуйте один из вариантов работы с плохим настроением. 

Возьмите лист бумаги и простым карандашом нарисуйте ваше плохое настроение – пусть это будет каляка-маляка или черное пятно, или еще что-то непонятное. 

Потом возьмите стирательную резинку и начинайте ваше плохое настроение стирать. Сотрите у него «голову», затем «руку» и пр. Или начните стирать по кругу и приближаясь к центру вы будете всё с большим удовольствием ожидать того момента, когда сможете стереть самый центр чёрного пятна и своё плохое настроение.

А потом сказать «Так ему и надо. Я лучше пойду и порадуюсь жизни. Я хочу, чтобы жизнь у меня была светлая». 

Читать дальше

Проблемы с письменными заданиями 

 Одна из часто встречаемых причин школьной неуспеваемости – это отставание по русскому языку. Проблемы носят разнообразный характер и требуют индивидуального подбора коррекционных занятий. 

Большинство специалистов отмечают связь между нарушениями в технике чтения и выполнения письменных заданий по русскому языку. Но некоторые проблемы могут отражаться и в другой деятельности. Например, при рисовании, когда ребёнок не может пространственно правильно расположить рисунок. 

Поэтому у дошкольников надо обращать внимание на сформированность умения рисовать как один из элементов готовности к школе. 

Читать дальше
Загрузить еще